МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасово, д.26, +7 (8182) 25-42-01

Проблемная педагогическая ситуация «Воспитатель заболел»

Детский сад продолжает осваивать эффективные технологии социализации детей Н.П. Гришаевой. Одной из них является проблемная педагогическая ситуация. Целью проведения которой, является самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Зачем обучать всему этому дошкольников?

Не секрет, что в мечтах родителей идеальный детский сад видится райским местом: добрые, терпеливые, обожающие детей воспитатели; интересные игрушки; вкусная еда; обучение почти по школьной программе, без малейшего напряжения, но с радостью и увлечением; солярий с вечным солнцем и бассейн с тёплой морской водой… В результате ребёнок вырастает в тепличных условиях, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Но комфорт и безопасность должны быть разумны: не следует мешать малышам, самостоятельно принимать решения, находить выход из экстремальных ситуаций и психологических конфликтов. У обычного ребёнка нет даже навыка разобраться в простейшей нравственной коллизии. Затеют мальчишки драку - воспитательница разнимет, переключит внимание на другое, более интересное занятие. Она всё знает, всё умеет, всегда рядом. И постепенно для детей воспитатель превращается в какое-то подобие робота, выполняющего определённые функции. Да и сам педагог не ощущает себя целостной личностью, лишь ответственным лицом, у которого отсутствует весь спектр эмоций, кроме тех, которые, как ей кажется, необходимы воспитателю. Он не вправе пожаловаться на плохое настроение или внезапное недомогание.

В нашем детском саду была смоделирована следующая проблемная педагогическая ситуация «Воспитатель заболел». Дети, увидев недомогание педагога, начали предлагать различные варианты помощи: дать таблетку, принести горячий чай, уложить воспитателя в кровать, позвать медсестру и т.д. Таким образом, малыши показали, какие усвоили навыки помощи, сострадания ближнему и окружающим людям; пытались самостоятельно найти решение проблемы. Следует отметить, что не все дети проявили внимание и сочувствие к внезапно заболевшему педагогу. Были и такие, кто равнодушно проходил мимо, не пытаясь помочь.

«Ситуация» повторится два-три раза, с интервалом в две недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию. Это очень интересная и результативная технология, которую детский сад планирует использовать в дальнейшей работе по социализации детей дошкольного возраста.