МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасово, д.26, +7 (8182) 25-42-01

Рефлексивный круг

В МБОУ «Заостровская СШ» С/П «Детский сад с.Заостровье» на протяжении двух лет, проводится рефлексивный круг. Что же это такое?

Рефлексивный круг Н.П. Гришаева относит к педагогическим технологиям социализации дошкольников и рекомендует проводить его ежедневно. Как показал опыт, эффективно проводить рефлексивный круг утром. На нем обсуждается, какой сегодня день, с каким настроением пришел ребенок в детский сад, о чем хочется рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, если кто-то именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания ему. Темы «Рефлексивных кругов» могут быть следующие: «Что влияет на наше настроение?», «Зачем мы питаемся?», «Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)», «Как я забочусь о близких», «Наши семейные традиции», «Наши домашние питомцы» и т.д.

Существует несколько видов рефлексивных кругов:

- личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;

- событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);

- творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т.п.;

- понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Круг рефлексиипроводится до и после проведения педагогических технологий социализации. Например, до «Клубного часа», где с детьми обсуждаются смысл и правила данного действия. И после, когда все дети-участники, с воспитателем садятся в круг на свой коврик и начинается обсуждение прошедшего события. Взрослый следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга, не повторялись и говорили по существу.

Обсуждаются такие вопросы:

-Где ребенок был?

-Что тебе запомнилось?

-Хочешь ли ты туда пойти и почему?

-Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и почему?

-Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

-Что ты можешь предложить для проведения «Клубного часа» в следующий раз?

Подобные вопросы обсуждают с другими категориями участников педагогических технологий социализации дошкольников(родителями и школьниками). Это такое подведение итогов, но в необычной форме.

Иначе говоря, на проведенном «круге рефлексии» дети делятся своими чувствами, мыслями, впечатлениями и предложениями со сверстниками и присутствующими взрослыми.